Семенова Светлана Станиславовна сайт воспитателя МБОУ "Новоачакасинская НШ-ДС"
конспект занятия природа родного краяПрирода нашего края Познавательное занятие для детей старшей группы Цель: знакомить с понятиями «лес», «луг» систематизировать и дополнить знания детей о многообразии животного и растительного мира родной природы; знакомить экологической системой Чувашской Республики; Красной книгой; воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе. Оборудование: - карта Чувашской Республики с изображением герба и флага; - письмо от куклы Илемпи; - картина леса и луга; - карточки «Правила поведения на природе», схема дерева; - предметные картинки дуба, липы, березы, сосны, ели, осины, кабана, мыши, лисы, волка, птиц, желудя, цветов и трав; - Красная книга Чувашской Республики. Ход занятия Воспитатель. Здравствуйте, дети! Я получила необычное письмо от куклы Илемпи. Внутри есть карта с изображением флага, герба Чувашской Республики и две картины (показывает рисунки с изображением леса и луга). Почему она отправила такое письмо? Дети. Илемпи хочет рассказать о природе нашей республики. Воспитатель. Илемпиприглашает совершить путешествие в мир природы нашего края. Она поможет узнать о растениях и животных нашего края. Сравним эти картины: что общего в них и чем отличаются? Дети. В лесу растут деревья и кустарники. На лугу деревья не растут. И на лугу, и в лесу есть травы, цветы. Там живут звери, птицы, насекомые. Воспитатель. Лес – это большая площадь земли, заросшая деревьями. Луг – это участок, покрытый травянистой растительностью. И лес, и луг служат домом для птиц, животных и насекомых. Воспитатель. Для путешествия нужна солнечная погода. А какие народные приметы о погоде на основе наблюдений за насекомыми и птицами, по солнцу вы знаете? Дети. Если божья коровка с ладони поднимается на палец, а потом летит кверху – к ясной погоде, книзу – к ненастью. Если лягушка выходит на сушу, будет дождь. Если паук садится в паутину, будет дождь (холодно). Если ласточки летают низко и очень щебечут, будет дождь (и ветер). Солнце садится в толстую тучу – на другой день с утра дождь. Если восход солнца красный, будет дождь. Если тихо и солнце печет, будет гроза на следующий день. Остановка «Деревья в лесу» Воспитатель. На пути – необычное дерево. На нем вместо листьев развешены карточки. О чем нас предупреждает Илемпи? Дети снимают с дерева карточки и рассказывают о правилах поведения на природе. Нельзя рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда птиц, разжигать костер, мусорить и т.д. Дыхательная гимнастика «Веселые пчелки». Дети вдыхают воздух, на выдохе произносят «з-з-з». «Ежата». Дети приседают, обхватывают колени руками, на вдохе произносят коротко «ф-ф-ф». Воспитатель. Почему так легко дышится в лесу? Дети. Лес – легкие планеты, все растения выделяют кислород, а поглощают углекислый газ. Воспитатель. Есть деревья, которые выделяют особые вещества, очень полезные для человека. Сосна, сирень, черемуха (показывает картинки с изображением этих деревьев) выделяют вещества, которые убивают микробы и бактерии в воздухе. Эти вещества называются фитонциды. Фитонциды есть в луке, в чесноке. Воспитатель. Какие ещё деревья окружают нас в лесу? Что вы о них знаете? Дети. Береза, клен, осина, ель. Из березовых веток делают веники и парятся ми в бане. Из деревьев делают доски, строят дома, изготавливают дрова, бумагу. Игра «Найди дерево». Дети по очереди выходят и берут карточку с деревом, называют его. Физкультминутка «Деревья в лесу» Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад. Воспитатель. Посмотрите, что это за дерево раскинуло ветви на поляне? Дети. Дуб. Воспитатель. Скольких насекомых, птиц, животных приютил дуб? Жуки, гусеницы объедают листья, кору; птицы вьют гнезда на ветвях дуба и питаются гусеницами; совы живут в дуплах и ловят мышей, которые грызут желуди; лисы охотятся на мышей, живущих возле дуба; кабаны питаются желудями; волки охотятся на них. Все в природе между собой связано. Если люди срубят этот дуб, то многие лесные обитатели остаются без дома и голодными. Воспитатель. Какой дуб? Какие слова можно подобрать к слову «дуб»? Дети. Крепкий, сильный, могучий. Воспитатель. Чувашский народ ценил дуб. Сравнивал его отцом. Липу сравнивали мамой. Какая липа? Какие слова можно подобрать к слову «липа»? Дети. Стройная, красивая. Воспитатель. Липа не только красивое дерево, но и полезное. Из его цветов варят чай. В старину из липы изготавливали лапти и носили их вместо обуви. (Воспитатель показывает картинку с изображением лаптей) Воспитатель. Как много растений и животных в лесу. Все они нужны и человеку, и друг другу. Остановка «Лекарственные растения» Воспитатель. Какие из этих растений вам знакомы? Что вы знаете о них? (воспитатель показывает картины с изображением лекарственных растений). Дети. Это лекарственные растения. Их собирают на лугу, в лесу, в поле. Воспитатель. Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров – лекарства от всех болезней. Их надо знать и уметь ими пользоваться. Разные растения помогут от разных болезней. Воспитатель. Илемпи предлагает вам отгадывать загадки. Не пустили в огород – оттого она и жжет. Дети. Крапива. Воспитатель. Из молодой крапивы можно приготовить салат и щи. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Если сырую крапиву толочь и прикладывать к свежим ранам – она вычистит и заживит раны. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы. Воспитатель. А кто угадает это растение? Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки, На земле лежат листки – маленькие лопушки. Нам он – как хороший друг, Лечит раны ног и рук. Воспитатель. Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах. Дети. Подорожник. Воспитатель. Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, зверобой, одуванчик, мать-и-мачеха, чистотел, тысячелистник. Повсюду животные, птицы люди могут найти помощь у природы. Природа – самая лучшая аптека, но лекарственные растения заготавливают только взрослые. Дети могут только помогать. Воспитатель. Придумаем вместе правила сбора лекарственных растений. Дети. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много, и в строго указанные сроки. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего. Нельзя собирать вблизи дорог, в городе. Физкультминутка «Зеленый луг» Расцветает луг зеленый (дети разводят руки в стороны, потягиваются.) Раскудрявились леса. (поднимают руки вверх.) Держат радугу в ладонях голубые небеса. (Держат руки перед собой ладонями кверху.) Теплым солнышком согреты загорелые ветра. (Наклоняют туловище влево- вправо, руки держат на поясе.) Здравствуй, лето! Здравствуй, лето! (Прыгают на месте) Нашей радости пора. (хлопают в ладоши). Остановка «Красная книга» Воспитатель.(показывает картинку с изображением ландыша). Посмотрите, какой красивый цветок вырос под деревом? Как он называется? Что вы знаете о нем? Дети. Ландыш. Он цветет весной. Воспитатель. Ландыш занесен в Красную книгу. Редкие, исчезающие растения, животные, птицы, насекомые, которых человек взял под охрану заносят в Красную книгу. Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись, подумай о природе! В нашей Чувашской республике тоже есть Красная книга. Все должны её хорошо знать. Мы сделаем Красную книгу и будем в неё помещать редкие растения и животные нашего края. Она будет находиться у нас в группе. Каждый раз, слушая рассказы о редких растениях и животных, мы будем пополнять её картинками и иллюстрациями. Дети вместе с воспитателем приклеивают картинку с изображением ландыша в Красную книгу, сделанную своими руками. Воспитатель. Чем мы можем помочь родной природе? Дети. Соблюдать правила поведения на природе, не уничтожать редкие растения и животные, правильно собирать лекарственные растения, посадить деревья. Воспитатель. Почему нужно беречь и охранять природу? Дети. Все в природе взаимосвязано. Всё, что есть в природе, кому-нибудь нужно. Природа помогает человеку быть здоровыми. Растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лекарственные растения лечат от болезней. Завершение занятия. 14 февраля 2020 в 19:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.